Введение во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

3 декабря в Успенской церкви было совершено всенощное бдение.

4 декабря в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, будет совершена праздничная Божественную Литургию.

Тропарь праздника
глас 4
Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся, смотрения// Зиждителева исполнение.

Кондак праздника
глас 4
Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное.

(Еф. 6, 10-17; Лк. 13, 10-17). В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы начинают петь: "Христос раждается", приготовляя верующих к достойному сретению праздника Рождества Христова. Поняв это внушение и действуй по нему. Углубись в таинство воплощения Единородного Сына Божия, взойди до начала его в предвечном совете Божием о бытии мира и человека в нем, усмотри отражение его в сотворении человека, радостно встреть первое о нем благовестие тотчас по падении, проследи разумно постепенное его раскрытие в пророчествах и прообразах ветхозаветных; уясни, кто и как приготовился к принятию воплощенного Бога, под влиянием Божественных воспитательных учреждений и действий, среди Израиля, - перейди, если хочешь, за пределы народа Божия, и там собери лучи света Божия, во тьме светящегося, - и сообрази, насколько избранные от всех народов дошли до предчувствия необыкновенного проявления Божеского смотрения о людях. Это будет мысленное приготовление. Но тут пост: соберись же поговеть, исповедуйся и причастись св. Христовых таин: это будет приготовление деятельное и жизненное. Если, вследствие всего этого, даст тебе Господь ощутить силу пришествия Своего во плоти - то, когда придет праздник, ты будешь праздновать его не из-за чуждой тебе радости, а из-за своей кровной.

   

Велик и знаменателен настоящий день в жизни Богоматери, ставший предзнаменованием того, что Пресвятая Дева будет поставлена превыше не только святых, но даже Ангелов, Херувимов и Серафимов.

Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм возник на основании Церковного предания, дабы пролить свет на «исполнение Зиждителева смотрения» (тропарь праздника), совершившееся на этот раз в предъизбранной Деве, посвятившей себя служению Богу.

Пречистая Богоотроковица Мария до трех лет жила в Назаретском доме Своих родителей. Когда же Ей исполнилось три года, Иоаким и Анна поспешили исполнить свое обещание Богу о принесении Ему в дар предивно родившейся Дочери. Они созвали в Назарет родственников, пригласили в свой дом также назаретских девиц и приготовили много свечей.

Пресвятая Дева Мария, хотя и младенец возрастом, услышав о предстоящем Ей поселении в Иерусалимском храме, не устрашилась разлуки с родными и не плакала, но охотно подчинилась родительской воле.

Ко дню путешествия в Иерусалим Анна украсила Пречистую Марию с царским великолепием. После соответствующей подготовки к путешествию Иоаким и Анна торжественно повели свою святую Дочь в Иерусалим. Шествие от Назарета до Иерусалима длилось три дня с небольшими остановками для отдыха. Об этом сохранились свидетельства в словах древних святых отцов Церкви.

Лик дев с зажженными свечами шел впереди процессии. За ними следовали Иоаким и Анна и вели за руку Преблагословенную Дочь, шедшую между родителями. Шествие замыкали родные и знакомые. Девицы-свещеносицы напоминали великолепный звездный круг и светоношением и любовью выражали почтение к приводимой Небесному Царю Марии. По словам святых отцов, Богоотроковице на пути в Иерусалим, по Божию велению, незримо сопутствовали бесплотные Ангелы и окружали Ее.

Наконец, процессия достигла Иерусалимского храма. Навстречу ей с пением вышли священники во главе с архиереем Захарией. Праведная Анна подвела святую Марию к самому церковному входу и сказала Ей: «Иди, Дочь, к Богу, давшему мне Тебя, — благосердому Владыке. Войди в Господню Церковь, Радость и веселие мира». Затем, обращаясь к Захарии, своему родственнику, Анна сказала: «Приими, Захария, непорочный ковчег и кадильницу невещественного Угля — мою Богодарованную Дочь. Введи Ее в гору святыни, в уготованное Ей Божие жилище, пока Бог не изволит совершить определенное о Ней».

Входом в Иерусалимский храм, как известно, служила площадка, к которой вели с земли 15 ступеней по числу 15 степенных псалмов, воспевавшихся здесь священниками и левитами. Иоаким и Анна поставили Отроковицу на первой ступени. На прочие же 14 ступеней Она взошла Сама и очень быстро без всякой поддержки стала на верху церковного помоста, укрепляемая невидимой Божией силой. Такому восхождению, доступному только взрослым людям, удивились все присутствующие и особенно св. Захария. Как исполненный Святого Духа пророк, он сказал Анне: «Благословен твой Плод, жена; преславны твои ложесна и Приведенная тобою».

После того он взял за руку святую Марию и повел Ее во святилище со словами: «Гряди, Свет для лежащих во тьме, новое и Божественнейшее дарование. Войди в радость, в Церковь Господа Твоего: теперь — в земную, позже — в горнюю». Богоотроковица же шла по дому Господню, как по чертогу, с великой радостью и играя. Малая возрастом, Она была уже благодатно совершенна.

Из святилища Захария, к удивлению всех, повел Ее за вторую завесу храма, то есть во Святое святых, и там указал Ей место молитвы. Обычно девы, приводимые на службу Богу в храм, молились между церковью и алтарем, где впоследствии Захария и был убит. Только одной Богоотроковице Марии, со времени Ее введения, было позволено Захарией на всякий час входить для молитвы за вторую завесу, во внутренний алтарь. Причиной такого непонятного многим нарушения Моисеева закона о Святом святых было следующее. Захария, по внушению Божию и просвещению благодатию, вдруг уразумел тогда, что символическое нахождение кивота Завета во Святая святых собственно обозначало постоянное стояние там на молитве Живого Кивота Божия — Пресвятой Марии. В силу этого откровения он без всякого сомнения и колебания и вопреки закону ввел сюда Пречистую.

Иоаким и Анна завершили торжество приведения Богоотроковицы на жительство в храм принесением жертв и всесожжением. Вслед затем, благословленные Первосвященником, они возвратились в назаретский свой дом со всеми родственниками, веселясь духом и благодаря Бога за все.

Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания (Исх. 38; 1 Цар. 1:28; Лк. 2:37) и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Богородицы от младенчества до вознесения на Небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, — говорил блаженный Иероним, — как проводила время юности Пресвятая Дева, — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».

Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.

В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.

_____________________________________________________

«Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы говорит нам о том, что храм, молитва и общение с Богом дают человеку самую великую радость. И праздник напоминает нам, что наша жизнь вне храма и в храме - не только восхождение, когда Господь ведет нас за руку, как вел Пречистую Деву, но и путь восхождения человека к тайне благодати, которая дается дорогой ценой, великой скорбью. Те страдания, которые пережила Божия Матерь в течение своей жизни, и у Креста, когда совершалось для всего человечества открытие свободного доступа к благодати Божией - есть общий и единственный путь для каждого человека, входящего в храм. Каждый наш шаг, каждая наша ступенька является тем испытанием, которое мы обязаны пройти. В Иерусалимский храм вели пятнадцать ступеней, и девочку Приснодеву Марию родители поставили лишь на первую ступень, и она, никем не поддерживаемая, взошла по всем ступеням как взрослая. 

Все в нашей жизни начинается с момента зачатия. Будущая мать должна неотступно посещать храм в воскресные и праздничные дни. Часто исповедоваться, причащаться, дабы та грязь, которая накоплена у них с мужем, не передалась их потомству. Сейчас в храме, Слава Богу, есть дети. Особенно, когда кончается дачный сезон, детей в храме больше, и некоторые уже знают, как к батюшке подойти, благословиться, нашу школу Воскресную при храме посещают.

Воспитание же начинается с родителей. Народ еврейский знал, что должен прийти Мессия, они ждали Мессию - Царя. И такого Царя ждали из царского чистейшего рода Давидова. И не одно поколение оттачивалось, пока Дева Мария из рода Давидова не разрешилась Предвечным Младенцем Иисусом Христом. А мы на себя посмотрим: идет женщина или девушка, бывает, разукрашенная почище елки новогодней, и женщина не должна быть «чернобылем» - курит, пьет. Что из этого может родиться? Добрый плод рождается от доброго древа. А от пораженных всеми пороками цивилизации, что может хорошего родиться? Еще недавно такого не было, что случилось с народом?

Праздник Введения Богородицы во храм не только о детях, все входящие в храм Господень есть дети Божии. И Матерь Божия наша общая Мать. Она молится за всех нас и напоминает, что храм Божий - это Дом Господень. Это то, чем мы должны особенно дорожить. Здесь, в храме, открываются все тайны жизни. Заповедь о том, чтобы шесть дней мы делали свои дела, а седьмой день посвящали Господу, неотступна: посещение храма Божия в канун воскресных и праздничных дней - эта заповедь стоит рядом с заповедями «не убий», «не воруй», «не блуди», и если мы это не храним, то человек растворяется, и личность его исчезает. С какой ненавистью враг всегда обрушивался на храм Божий, как яростно они осквернялись, уничтожались, чтобы не было вхождения в храм Божий человека, чтобы наше вхождение в храм не было связано с теми ступенями, которые Господь обозначает всякий раз перед нашим посещением храма Господня. Дай нам, Господи, приобщиться Святому Святых - благодати, капля которой меняет все на свете в нашем восприятии. Которая дает нам мужество, ясное понимание и решимость сделать все необходимое, чтобы сохранить наши храмы, каждого ребенка, призванного стать храмом Божиим, каждого человека от сатанинского растления.

И входить в храм Божий мы должны с великим благоговением и стоять в нем не с рассеянием, а глубоким вниманием к самим себе. В храме мы должны оставить житейские заботы и вспомнить о своей душе, устремиться своими мыслями и чувствами к Богу. Здесь перед Лицем Божиим мы должны безпристрастно разобрать свою совесть, вспомнить грехи, которыми мы оскорбляем своего Создателя, осознать и почувствовать бесконечную любовь к нам Отца Небесного, Который не только не погубил нас в минуты нашего беззакония, но принимает нас такими, какие мы есть. Так возьми же человек в помощь себе Ту, которая от века предизбрана служить людям, их спасению, Ту, которой при Кресте поручены все ученики Христа. Как можно забыть о Ней? Когда в служении людскому спасению Она, в молитвах Неусыпающая, день и ночь молится о нас, простирая к Сыну носившие Его руки».


Назад к списку